• Главная
  • О функциях налогового агента при выплате дивидендов с учетом понятий «фактическое право на доход», «фактический получатель дохода»

О функциях налогового агента при выплате дивидендов с учетом понятий «фактическое право на доход», «фактический получатель дохода»

Вопрос

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее — УК) является доверительным управляющим фондов недвижимости. В рамках деятельности фондов предполагается приобретение паев фонда иностранными юридическими лицами. При выплате дохода таким лицам УК выступает налоговым агентом в отношении выплачиваемого дохода. В этой связи просим прокомментировать следующее.

В письме Министерства Финансов от 9 апреля 2014 года № 03-00-Р3/16236 подчеркивается, что при применении международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в Российской Федерации необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных соглашением, фактическим получателем (бенефициарным собственником) соответствующего дохода.

При применении положений международных соглашений необходимо исходить из того, что термин «фактический получатель (бенефициарный собственник) дохода» используется не в узком техническом смысле, а должен пониматься, исходя из целей и задач международных договоров об избежании двойного налогообложения. В частности, для признания лица в качестве фактического получателя дохода (бенефициарного собственника) необходимо установить, что иностранная компания, получающая доход, не является кондуитной, получает выгоду от полученного дохода и имеет возможность определять его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя (бенефициарного собственника) дохода следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски иностранной организации, претендующей на получение льготы в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Упомянутое письмо Министерства Финансов заключает что согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения), несет налоговый агент.

В связи с этим и принимая во внимание вышеизложенное, просим подтвердить/прокомментировать, какие документы УК как налоговому агенту следует запросить у иностранного юридического лица, претендующего на получение льготы в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения, в целях подтверждения факта того, что данное иностранное юридическое лицо является фактическим получателем дохода. В частности, какие документы представляют собой подтверждение того, что иностранная компания, которой выплачивается доход от источников в Российской Федерации, не является кондуитной и определяет дальнейшую экономическую судьбу полученного дохода? Достаточно ли для налогового агента письменного подтверждения от иностранного юридического лица о том, что данное лицо является фактическим получателем дохода?

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 12 декабря 2014 года № 03-08-05/64201

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке выполнения управляющей компанией функций налогового агента в связи с применением понятий «фактическое право на доход», «фактический получатель дохода», а также аналогичных терминов, содержащегося в международных договорах об избежании двойного налогообложения, сообщает следующее.

При применении международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в Российской Федерации необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных соглашением, фактическим получателем (бенефициарным собственником) соответствующего дохода.

Льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в Российской Федерации применяются исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.

Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее — Закон № 376-ФЗ) Кодекс дополняется новыми положениями, начало действия которых 1 января 2015 года.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Кодекса в редакции Закона № 376-ФЗ лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса и применения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом.

Закон № 376-ФЗ дополняет Кодекс и положениями о неприменении льгот, установленных международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения, в случае если иностранное лицо, претендующее на такие льготы, не признается имеющим фактическое право на доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Пунктом 4 статьи 7 Кодекса в редакции Закона № 376-ФЗ предусмотрен порядок налогообложения доходов в случае их выплаты от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы.

Также согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса в редакции Закона № 376-ФЗ установлено, что налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Одновременно в соответствии с положениями пункта 1.2 статьи 312 Кодекса в редакции Закона № 376-ФЗ налоговый агент, выплачивающий доход в виде дивидендов, для применения положений международных договоров Российской Федерации и (или) ставок налога, установленных Кодексом, в дополнение к документам, указанным в пункте 1 статьи 310 Кодекса, вправе запросить у иностранной организации, получившей доход в виде дивидендов, и лица, имеющего фактическое право на дивиденды, следующую информацию (документы):

  • подтверждение, что эта иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров Российской Федерации);
  • информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого участия в этой иностранной организации и косвенного участия в российской организации, распределившей дивиденды, а также государства (территории) налогового резидентства лица).

При этом согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения) несет налоговый агент.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента
И.В.Трунин

ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ?

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

Отправить заявку
Карта проезда